Алгоритм самостоятельного действия

Алгоритм самостоятельного действия — один из основных принципов экошколы. Он формирует у ребенка высокую самооценку, развивает уверенность в себе и в собственных силах. Ребенок становится самостоятельным при наличии важных составляющих — возможности действовать автономно, возможности ошибаться и не справляться. В экошколе ребенок получает поддержку группы и сопровождающего взрослого, учится справляться с возникающими трудностями.


Современный ребенок взрослеет долго. Это связано с улучшающимися условиями жизни, с отсутствием необходимости помогать родителям поддерживать бытовой порядок в доме. Стиральные машины, роботы-пылесосы, мультиварки — это все дело взрослых, пока ребенок играет и чем-то занят. Ограждение ребенка от бытовых вопросов, с которыми он по возрасту вполне может справиться, и чрезмерная забота задерживают психическое развитие ребенка и даже могут сформировать инфантильное поведение, неумение позаботиться о себе в обычной ситуации. Страх перед трудностями и стресс от неумения справляться с обычными, бытовыми вопросами обычно сильно проявляется в школе, где умный, хорошо развитый интеллектуально ребенок отказывается идти в класс или просит делать с ним уроки. Такой школьник не умеет аккуратно застегнуть куртку, сложить учебники, часто такому ребенку не понятны требования учителя в учебной ситуации, ему трудно запомнить несколько действий одновременно — все это подрывает самооценку ребенка и сказывается на желании учиться и ходить в школу.



В экошколе "Философия Детства" мы заботимся о том, чтобы дети становились самостоятельными.
Дети — настоящие хозяева центра. Они переносят стулья, накрывают на стол и убирают со стола, закатывают ковер, могут подмести после себя крошки, переодеться и помочь переодеться малышу, принести и подготовить материал к занятию, помочь педагогу. У каждого ребенка есть предметы, находящиеся только в его зоне ответственности — это его папка с учебниками, пенал с карандашами, рюкзак со сменной одеждой и принесенные с собой игрушки. За все это отвечает сам ребенок. Сначала мы учимся аккуратно складывать учебники в папку, искать нужную страницу, открывать и закрывать ланчбокс, а затем, когда навыки сформированы, ребенок продолжает делает это самостоятельно. Детям очень нравится чувствовать себя самостоятельными, умелыми и справляющимися. Все это формирует правильный и хороший настрой для учебной ситуации, где нужно прилагать усилия и самостоятельно справляться в написании букв и запоминании цифр, понимать задание.
Осваивая алгоритм самостоятельного действия, ребенок проходит путь от «Я не умею, я не справлюсь» к «Я пробую, я учусь, я могу».

Вернуться назад