Разновозрастные группы

Разновозрастная группа — это успешная педагогическая модель, использующаяся во всем мире и прекрасно себя зарекомендовавшая. В разновозрастной группе дети младшего и старшего дошкольного возраста занимаются вместе. Такая модель позволяет ребенку гармонично переживать свое взросление. Темп развития каждого ребенка очень индивидуальный, в период, когда накоплено достаточно знаний и умений, как ресурса, происходит скачок, переход на следующий этап. Разновозрастная группа — это отличное решение для того, чтобы накапливались знания и не растрачивался ресурс.



Как это работает?
Один из важных показателей развития ребенка — это эмоционально-волевая сфера. В разновозрастной группе младшие, усваивая правила и традиции, меньше капризничают, стремятся освоить то, что умеют делать более старшие ребята. Они быстрее начинают говорить, обогащают свою речь, учатся играть в разные игры, с удовольствием осваивают алгоритм самостоятельного действия. У старших детей хорошо развивается произвольность, они учатся быть терпеливыми по отношению к младшим, они следят за порядком и показывают пример. При этом у старших детей сохраняется интерес к играм и игрушкам, в которые играют младшие дети. Внутреннее разрешение играть в то, что хочется, помогает справиться со стрессом, который возникает в процессе обучения.



Иногда родителей беспокоит, что:

1. Ребенку будет скучно. Ребенку бывает скучно не потому, что он находится не среди ровесников, а потому что у него недостаточно хорошо развиты коммуникационные навыки и нет опыта разрешения конфликтных ситуаций. Играя, разговаривая, договариваясь, обучаясь среди детей разного возраста, ребенок расширяет свой опыт общения и игры, что помогает ему быть более спонтанным, творческим, включенным.

2. Старшие дети будут плохо подготовлены к школе. Для успешного обучения и нахождения в школе ребенку необходимо быть эмоционально развитым и уметь стравляться со стрессом, а так же быть хорошо ориентированным и подготовленным к учебному процессу. Очень часто, родители готовят ребенка к школе, учат его писать, читать, считать, совершенно забывая, что в этот момент нещадно тратятся ресурсы, которые предназначенные совершенно для другого- для развития произвольности, которая так необходима для школы. Что касается нашей программы, для каждого ребенка мы разрабатываем индивидуальный план обучения, и ребенок готовится к школе (чтение-письмо-математика) индивидуально с преподавателем или в мини-группе с ровесниками. Кроме навыков, которые должны быть сформированы в определенном возрасте, мы уделяем много времени и внимания, чтобы у ребенка развивалось мышление. Старшие дети, занимаясь в разновозрастной группе, всегда имеют возможность сделать полшага назад, чтобы что-то лучше понять или усвоить, и именно эта возможность делает подготовку к школе не поверхностной и обесточенной к первому классу, а основательной и ресурсной. Помимо занятий с учебниками, мы много играем в математику, чтение и письмо с детьми всех возрастов. И это легко осуществить именно в разновозрастной группе, где всегда есть материал на разный возраст.



3. Маленького будут обижать. Первоочередной задачей педагогов является установление доверительных, теплых, безопасных отношений для каждого ребенка в группе. Мы внимательно следим за тем, чтобы характер общения между детьми был дружелюбным. И хотя конфликтов нельзя полностью избежать, мы учим детей договариваться и находить компромисс. Поскольку группа у нас небольшая, у нас есть возможность уделять внимание каждому ребенку и вовремя реагировать на возникающие ситуации.

Вернуться назад