Гуманистическая педагогическая модель

Гуманистическая модель воспитания уже много лет известна во всем мире, и является основой для взаимоотношений с ребенком в семье, в детском саду, школе. Она завоевывает все большую популярность и в нашей стране, где идёт активный пересмотр сложившейся в ней ранее парадигмы.
Гуманистическая модель позволяет раскрыть особенности ребенка, формировать его интересы и активную жизненную позицию. Основная цель гуманистического стиля — воспитать свободного человека, способного отвечать за собственную жизнь и поступки, а также умеющего сделать правильный выбор жизненных принципов и ценностей.
Воспитательный процесс в гуманистической модели помогает принять ребенка таким, каков он есть, оказывая помощь, не навязывая свою точку зрения.
Организовывается такой процесс на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику. Ребенка не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его. Для большей эффективности педагог считает ребенка своим единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами.
Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическая модель воспитания. Она создает новые механизмы внутренней саморегуляции ребенка: от состояния «Я должен» - к состоянию «Я хочу».
Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка. А важнейшая потребность ребенка – быть правильно понятым, принятым, признанным. Ребенок надеется, что его поймут в любом состоянии.
Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией.
Педагог видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях: в деятельности, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими, - словом, в реальных жизненных ситуациях. Они ближе всех к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, могут составить наиболее правильное и целостное представление о нем.



Чтобы процесс проходил эффективно, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой воспитания гуманистического подхода:

1. У ребенка есть право быть ребенком и вести себя, как ребенок.

2. Принятие ребенка таким, каков он есть на самом деле – не преуменьшать и не приукрашивать способности и особенности характера.



3. Узнавание и искренний интерес к ребенку развивает у взрослого понимание, сострадание и сочувствие и формирует доброжелательные отношения среди детей.

4. Нахождение позитивного в личности ребенка, способствует включению в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой) и позволяет работать со страхами и сопротивлением в социальной среде.

5. Установление личного контакт с помощью средств невербального общения, создание"ситуации успеха", оказание ребенку позитивной словесной поддержки формирует адекватную самооценку ребенка, актуализирует познавательный интерес.

6. Быть включенным и стараться не упустить момент отклика со стороны ребенка, принять действенное участие в проблемах и трудностях.



7. Проявляя свою любовь к детям, педагог закрепляет дружеский тон в практике повседневного общения. Для ребенка знания не существуют без педагога, только через доверие и любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные, общечеловеческие ценности общества. Гуманистическая основа воспитания - путь к личностному росту ребенка.

Вернуться назад